Великий стартовик начала космической эры. 110 лет со дня рождения Владимира Павловича Бармина
ВСЕ МЫ ПОМНИМ, ЧТО 4 ОКТЯБРЯ 1957 г. С ЗАПУСКА ПЕРВОГО ИСКУССТВЕННОГО СПУТНИКА ЗЕМЛИ НАЧАЛАСЬ КОСМИЧЕСКАЯ ЭРА ЧЕЛОВЕЧЕСТВА. МЫ ТАКЖЕ ЗНАЕМ, ЧТО ГЛАВНЫМ КОНСТРУКТОРОМ РАКЕТЫНОСИТЕЛЯ Р-7А БЫЛ СЕРГЕЙ ПАВЛОВИЧ КОРОЛЁВ, А ГЛАВНЫЙ КОНСТРУКТОР ДВИГАТЕЛЕЙ ЭТОЙ РАКЕТЫ – ВАЛЕНТИН ПЕТРОВИЧ ГЛУШКО. НО НЕЛЬЗЯ ЗАБЫВАТЬ, ЧТО ЭТО ЭПОХАЛЬНОЕ СОБЫТИЕ НЕ МОГЛО СОСТОЯТЬСЯ БЕЗ УНИКАЛЬНОГО ПО СВОЕЙ ПРОСТОТЕ И НАДЕЖНОСТИ СТАРТОВОГО КОМПЛЕКСА, ГЛАВНЫМ КОНСТРУКТОРОМ КОТОРОГО БЫЛ ВЛАДИМИР ПАВЛОВИЧ БАРМИН. 17 МАРТА ИСПОЛНЯЕТСЯ 110 ЛЕТ СО ДНЯ ЕГО РОЖДЕНИЯ.
Володя Бармин родился в Москве 17 (4) марта 1909 г. в семье служащего, выходца из крестьян. В 1926 г. он закончил девятилетку и поступил в Московское высшее техническое училище (МВТУ; ныне – МГТУ имени Н. Э. Баумана). В 1930 г. по распределению попал на московский завод «Котлоаппарат» (позже СКБ «Компрессор», ГСКБ Спецмаш, КБ общего машиностроения), где стал работать инженером по холодильным машинам. Как молодой специалист, подающий большие надежды, Владимир Бармин в 1935–1936 гг. был направлен на пятимесячную стажировку в США, откуда привез много полезных знаний. Вернувшись, он за 10 лет прошел путь от молодого специалиста до главного конструктора завода. С началом Великой Отечественной войны Бармину было поручено организовать на заводе разработку и изготовление пусковых установок реактивных минометов, впоследствии названных «Катюшами». В результате все пусковые установки на различных заводах СССР выпускались по его чертежам. Всего за время войны под руководством В. П. Бармина спроектировано 78 различных пусковых установок для реактивных минометов, из них 36 были приняты на вооружение. За эту работу Бармин в годы войны был удостоен орденов Ленина, Трудового Красного Знамени, Кутузова I степени и Сталинской премии I степени. В 1946 г. перед КБ Бармина была поставлена задача создания подъемно-транспортного, стартового и заправочного оборудования для ракет дальнего действия. Владимир Павлович был откомандирован для изучения германской техники в Польшу, Чехословакию и Германию. По возвращении он руководил созданием передвижных и стационарных стартовых комплексов для королёвских ракет Р-1, Р-2, Р-11, Р-5 и Р-5М. В это же время впервые в нашей стране началась разработка шахтных пусковых установок, которой также руководил Бармин. Эти установки начали широко использоваться в 1960-х годах для боевых ракет Р-12, Р-14, Р-9А, УР-100 и множества их модификаций и применяются до сих пор. Уникальный стартовый комплекс (СК) для МБР Р-7 был построен в Казахстане неподалеку от разъезда Тюра-Там к маю 1957 г. (5-й Научно-исследовательский испытательный полигон МО СССР, будущий космодром Байконур). Уникальность СК заключалась в том, что ракета не стояла самостоятельно, а была подвешена на силовых опорах над газоотводным каналом, которые откидывались с помощью противовесов, когда суммарная тяга двигателей ракеты превышала ее массу. Такого механизма не было и нет нигде в мире. Именно с него 4 октября 1957 г. стартовал первый в мире ИСЗ. В дальнейшем этот СК неоднократно дорабатывался для всех многочисленных двух-четырехступенчатых модификаций ракеты Р-7. Всего при В. П. Бармине было построено два таких комплекса на Байконуре и четыре в Плесецке. В последующие годы уже его сын Игорь Владимирович Бармин, пришедший на смену отцу, разработал и построил стартовые комплексы на европейском космодроме Куру во Французской Гвиане и на новом российском космодроме Восточный, адаптировав их под местные условия эксплуатации. В 1965 г. под руководством Бармина был создан стартовый комплекс для ракеты УР-500 (будущий «Протон»), разработанной В. Н. Челомеем. В нем существенно автоматизированы операции по установке, заправке и предстартовой подготовке РН к пуску. К 1987 г. ГСКБ Спецмаш, возглавляемое Владимиром Барминым, разработало стенд-старт для испытания двигателей и ступеней и стартовый комплекс с двумя пусковыми установками для универсальной ракетно-космической системы «Энергия- Буран». Причем из-за задержки в строительстве первый пуск супертяжа РН «Энергия» со стотонным КА «Полюс» 15 мая 1987 г. был произведен со стенда-старта, первоначально предназначавшегося лишь для испытаний двигателей и ступеней. Под руководством Владимира Павловича были созданы грунтозаборные устройства для лунных станций, которые позволили взять пробы грунта не только с поверхности, но и с глубины 2.5 метра, причем без нарушения порядка залегания пород. Трижды лунный грунт был доставлен на Землю. Грунтозаборные устройства, установленные на АМС «Венера-13», «Венера-14» и «Вега-2», позволили не только совершить забор грунта Венеры при давлении порядка 100 атм и температуре около 500°С, но и проанализировать его химический состав. Эти данные передали на Землю по радиоканалу. Параллельно с работой в КБ Владимир Павлович много сил отдавал подготовке специалистов. До войны он преподавал в МВТУ, руководил дипломными проектами в Военной инженерной академии имени В. В. Куйбышева. В 1958 г. Владимира Бармина избрали член-корреспондентом АН СССР. В 1959 г. он организовал в МВТУ кафедру по профилю своей работы, став доктором технических наук, через год профессором.
Сейчас во всем мире широко обсуждаются программы освоения Луны. Так вот еще в начале 1980-х годов большая группа инженеров под руководством В. П. Бармина занималась проектированием долговременной лунной базы, разрабатывала оборудование для нее. Были предложены принципы сборки базы, этапы ее развития, состав научного и обеспечивающего жизнедеятельность экипажа оборудования. Воистину новое – это хорошо забытое старое.
В 1966 г. избран действительным членом АН СССР. За многогранную и активную деятельность уже после войны Владимиру Бармину присвоено звание Героя Социалистического Труда. Он был награжден еще пятью орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, вторым орденом Трудового Красного Знамени, множеством медалей. Стал лауреатом Ленинской и трех Государственных премий. Владимир Павлович Бармин ушел из жизни 17 июля 1993 г., похоронен на Новодевичьем кладбище. Его имя присвоено НИИ стартовых комплексов, созданному путем объединения КБ общего машиностроения и КБ транспортного машиностроения. На здании, где находилось КБОМ и где сейчас расположена Госкорпорация «Роскосмос», в 2016 г. открыта мемориальная доска. Астероид № 22254 назван в его честь «Владбармин». Имя академика Бармина носят улицы в Москве и на Байконуре. Многие годы дело отца на посту генерального конструктора КБ общего машиностроения продолжал Игорь Владимирович Бармин, ныне член-корреспондент РАН, доктор технических наук, профессор, президент Российской академии космонавтики имени К. Э. Циолковского.
Источник: журнал "Русский космос"
Добавьте свой комментарий