Кто готов обманывать?
// желание жульничать зависит от дохода
Психологи решили проверить в какой степени люди способны лгать ради денежной выгоды. В эксперименте участвовали три группы: зрители кинотеатра, купившие билеты за 100–500 рублей (221 чело- век); сотрудники крупного банка, пришедшие посмотреть тот же фильм (230 человек); студенты из городов России и ближнего зарубежья, участники зимней школы ВШЭ (96 человек).
Каждый испытуемый должен был пять раз подбросить монетку. Организаторы пообещали, что те, кому выпало пять орлов, получат 500 рублей, четыре-100, остальные-ничего. Результаты участники записывали на специальном бланке и сдавали ведущему. Достоверность информации никто не проверял, так что и можно было смухлевать. Полученные ответы сравнивались с математическим прогнозом — сколько орлов и решек должно выпасть по законам теории вероятности. Выяснилось, что и обычные кинозрители, и сотрудники банка сообщали о своих результатах честно. А вот показатели студентов отличались от тех, которые должны были получиться при случайном распределении. Естественно, это отличие было в сторону увеличения награды. «Чем можно объяснить такой результат? По- видимому, естественное объяснение заключается в ценностных аспектах принятия решений, таких как самоуважение. Для людей достаточно солидных и состоявшихся (а участники первых двух групп, очевидно, были таковы) обман ради выигрыша 100 и даже 500 рублей, конечно, повышает благосостояние, но не настолько, чтобы жертвовать ради них чувством самоуважения и целостностью своей состоявшейся личности. Потери в образе самих себя, пусть даже никем другим не видимые ни для кого, кроме себя самого, не стоят этих денег», — пишет автор исследования.
Он также отмечает, что россияне оказались ме- нее склонны к обману, чем участники большинства аналогичных исследований в других странах.
Кто исследовал А.В.Белянин (Лаборатория экспериментальной и поведенческой экономики НИУ ВШЭ).
Добавьте свой комментарий