FestivalNauki.ru
En Ru
cентябрь-ноябрь 2020
176 городов
September – November 2020
312 cities
09-11 октября 2020
МГУ | Экспоцентр | 90+ площадок
14–16 октября 2016
Центральная региональная площадка
28–30 октября 2016
ИРНИТУ, Сибэскпоцентр
14–15 октября 2016
Центральная региональная площадка
23 сентября - 8 октября 2017
«ДонЭкспоцентр», ДГТУ
ноябрь-декабрь 2018
МВДЦ «Сибирь»,
Вузы и научные площадки города
6-8 октября 2017
Самарский университет
27-29 октября
Кампус ДВФУ, ВГУЭС
30 сентября - 1 октября
Ледовый каток «Родные города»
21-22 сентября 2018 года
ВКК "Белэкспоцентр"
9-10 ноября 2018 года
Мурманский областной Дворец Культуры
21-22 сентября 2019 года
22-23 октября 2019 года
29-30 ноября 2019 года
7-8 сентября 2019 года
27-29 сентября 2019 года
4-5 октября 2019 года
10-12 октября 2019 года

Массовое образование должно умереть

Моё мнение о массовой школе: она умрёт. Иначе говоря, окончательно превратится в «камеру хранения детей». Останутся лицеи, будут ещё активнее развиваться летние школы, интенсивы на неделю-две, любые формы онлайн-образования. Будет огромное количество проектов в интернете, вечерних занятий — платных и бесплатных (с ходу, кстати, невозможно понять, какой из этих вариантов лучше).

Массовая же школа будет иметь только одну функцию — социализацию учеников, образования давать она не будет. В обычную школу детей будут приводить лишь для того, чтобы они наркотиками не баловались. Конечно, при этом сохранятся всякие тесты, ОГЭ-ЕГЭ, на которые детей натаскивают, как обезьян, после чего все всё забывают. Школьники не понимают, что происходит, — просто осваивают стандартные навыки сдачи тестов.

Я думаю, что этим всё и кончится. По-моему, нынешняя власть вполне способна предоставить гарантии, что в школе не будет никаких пакостей. В общем-то, это и есть минимальное требование к школе. Большего мы от неё требовать не можем и никогда не сможем.

В обычную школу детей будут приводить лишь для того, чтобы они наркотиками не баловались.

Давайте посмотрим шире. Хорошее массовое образование — это на самом деле свойство тоталитарных политических систем. С демократией оно не особенно совместимо. И чем жёстче политический режим, тем лучше образование. Посмотрите на Китай, на бывший СССР — примеров хватает.

Что касается фундаментальной математики, математики как знания о мире, то она нужна только оборонке, и так было всегда.

Однако у нас есть одна особенность, объясняющая, почему в России так ценится математическое образование и всегда большой конкурс в математические классы: у нас цивилизация людей, уважающих образование как таковое. В нашей стране есть спрос на фундаментальное образование — хотя бы у части населения, пусть небольшой.

Спрос этот присутствует и, наверное, будет всегда. Но и такое образование уходит в онлайн. На местах, в регионах проблема элементарная: некому учить детей. Учителей хороших нет (за редким исключением в виде двузначного — максимум трёхзначного числа на всю страну), потому что распалась связь времён. В 1990-е годы система образования рухнула, в основном из-за нищенской зарплаты; престиж профессии учителя упал. Остались истинные подвижники.

В 1990-е годы престиж профессии учителя упал. Хороших педагогов сегодня единицы. Это истинные подвижники.

Я езжу по стране, и когда меня зовут в школы, я вижу, какой процент детей мог бы заниматься по моей программе «100 уроков математики». Даже в самых простых школах это 5–10%.

Заходишь в сельскую школу – учителей нет вообще. Есть люди, которые формально что-то выполняют, делают что-то по учебнику, но при этом сами не понимают, что делают. Когда общаешься с учениками, видишь: этот, тот могли бы заниматься нормально. Но не с кем. Поэтому мы записываем курс «100 уроков математики» — на него есть огромный родительский спрос.

Я начинаю работать с того уровня, где математика как игры и задачки на логику заканчивается и открывается наука, сложная наука. Считаю, что науку надо впускать в 5-й класс и учить тех 2–3 человек, которые могут и готовы заниматься.

Если к 9-му классу дети освоят программу «100 уроков», дальше они без проблем будут изучать физику, химию, биологию. Кто не будет знать эту программу, естественные науки усвоит лишь на уровне классификации, собирания бабочек. Так что это ни в коем случае не ранняя специализация. Люди должны узнать математику, потому что без неё они не узнают ничего.

Алексей Савватеев
Математик, доктор физико-математических наук, ректор Университета Дмитрия Пожарского, популяризатор науки, автор книги «Математика для гуманитариев».


Иллюстрации

Маргарита Ворон

 

Добавьте свой комментарий

Plain text

  • Переносы строк и абзацы формируются автоматически
  • Разрешённые HTML-теги: <p> <br>
LiveJournal
Регистрация

Другие статьи в этой рубрике

Графен в медицине

Ксения Рыкова для ПостНауки

Астрономы поймали длинный гамма-всплеск от взрыва далекой сверхновой

Астрономы смогли достоверно обнаружить новую пару сверхновая—гамма-всплеск в далекой галактике. Подобные открытия позволяют понять связь между этими катаклизмами и более детально разобраться в механизмах генерации гамма-всплесков.

Взрыв сверхновой разложили на этапы

Сверхновые звёзды — основной источник элементов жизни во Вселенной. Существование человечества и всего живого стало возможно благодаря тем химическим элементам, которые были получены в результате взрыва сверхновых звёзд.

Новости в фейсбук