Тысячи украшений из стоянки древнего человека Сунгирь были сделаны специально для погребения
Российский археолог из МГУ Владислав Житенев исследовал сделанные из кости украшения, найденные на верхнепалеотической стоянке древнего человека Сунгирь. Благодаря украшениям ученым удалось определить относительный возраст погребенных в Сунгири людей. Группа Владислава Житенева выяснила, что многие украшения были изготовлены специально для погребения, тогда как другие носились постоянно. Стиль изготовления украшений подвергался влияниям разных культур, представленных в Европе и на русской равнине. Статья опубликована в журнале EPAUL 147.
Верхнепалеотическая стоянка Сунгирь находится во Владимирской области и датируется возрастом примерно 29–31 тыс. лет. Изучение этого места началось более тридцати лет тому назад. Бывшая стоянка древних охотников включает могилу мужчины 40-50 лет и могилу двух детей 10-14 лет. В раскопках найдено более 80 тысяч разных предметов.
«Украшений и другого погребального инвентаря в детском погребении больше, чем во всех других погребениях верхнего палеолита Евразии», — сообщает автор исследования Владислав Житенев, доктор исторических наук, доцент кафедры археологии исторического факультета МГУ. Сейчас все предметы хранятся в государственном Владимиро-Суздальском музее-заповеднике.
При исследовании подвесок из клыков песца, костяных бусин и других украшений ученые выяснили, что часть этих предметов явно долго носили. Ученые заметили на них потертости и другие следы износа. Остальные найденные в погребениях украшения сделаны более поспешно: они не такие гладкие и удобные. Видимо, они были сделаны специально для погребения. К таким предметам принадлежит, например, массивная фигурка лошади с непропорционально короткой задней ногой. Хотя поверхность фигурки заполирована, на ней сохранились многочисленные следы изготовления и обработки.
Вопрос, почему в погребении детей оказалось так много предметов, в том числе явно ношеных, до сих пор открыт. Возможно, так люди приносили своеобразную жертву для спасения от какого-то бедствия — болезни или голода. В изготовлении погребальных предметов участвовали не только опытные мастера, но и дети. Например, один из найденных в детском погребении бивневых дисков сделан неаккуратно, неизящно и даже неумело. Скорее всего, его изготовил ребенок.
Украшения — это предмет невербального языка, с помощью которого каждый человек мог понять, друг перед ним или враг, какого он социального статуса и положения. Поэтому изучение украшений помогает лучше понять многие аспекты межкультурного взаимодействия людей верхнего палеолита.
Владислав Житенев установил, что мужчина и дети жили примерно в одно время, в пределах нескольких поколений. Об этом свидетельствует один стиль изготовления украшений в их погребениях. Найденные в погребении дети были похоронены единовременно, однако неизвестно, сколько лет разделяет их со смертью мужчины. Это не удалось определить с помощью радиоуглеродного метода, поскольку он не позволяет получить дату с точностью до года. Когда радиоуглеродный метод дает лишь приблизительные результаты, на помощь приходит датирование по косвенным данным.
«При взгляде на предмет всегда чувствуется рука мастера. Многие украшения из погребения мужчины и детей сделаны одинаково, как будто их изготовил один человек. Или эта техника передавалась внутри семьи, например, от отца к сыну или от бабушки к внучке», — поясняет Владислав Житенев. Таким образом, погребения мужчины и детей отделяет друг от друга не более нескольких десятков лет.
Украшения из погребений Сунгири сложно отнести к какой-то определенной культурной традиции, они испытали влияние разных культур. С одной стороны, они имеют много общего с ориньякской культурой, распространенной в раннем верхнем палеолите на территории Западной и Центральной Европы. С другой стороны, сунгирские украшения похожи на материалы некоторых костенковских стоянок. Наконец, это все сочетается с изделиями из камня, которые были выполнены по неандертальской технологии, хотя все найденные в Сунгире костные останки принадлежали Homo sapiens без примеси неандертальской крови.
Итак, по результатам изучения украшений, найденных в Сунгири, было выяснено, что часть из них изготовили специально для погребения, а часть носили; мужчина и дети, скорее всего, жили примерно в одно время; стиль изготовления украшений испытал на себе влияние многих культур, в том числе ориньякской и культур Русской равнины.
Дальнейшие исследования ученый планирует посвятить изучению межкультурных взаимодействий. Например, выяснить, чем отличаются друг от друга стоянки с неандертальским компонентом и без него.
Фото: Украшения из кости, найденные в погребении детей (1-3) и в культурном слое (4).
Добавьте свой комментарий