Наука требует заботы
Тема развития перспективных научных исследований, научных технологий, а также популяризация отечественной науки - важнейшая задача государства, которая реализуется в рамках масштабной федеральной целевой программы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014—2020 годы».С декабря 2014 года МГУ имени М.В.Ломоносова при поддержке Министерства образования и науки РФ выполняет работы, направленные на разработку и практическую реализацию предложений по популяризации научных достижений и обеспечению деятельности Комиссии по борьбе с лженаукой и фальсификацией научных исследований при Президиуме РАН.
Валерий Александрович Кувакин, член Комиссии РАН по борьбе с лженаукой и фальсификацией научных исследований, профессор кафедры истории русской философии философского факультета МГУ имени М.В.Ломоносова рассказывает о том, в чем корень лженаучного зла и где возникает больше всего лженаучных теорий.
-Откуда берется лженаука и кто виноват в ее развитии: необразованное общество, некомпетентные журналисты или недобросовестные ученые?
- Лженаука напоминает сорняк с очень мощной корневой системой. Главным ответвлением, которое питает лженауку, является, как бы ни странно это казалось, сам процесс научного познания, ведь он всегда потенциально ошибочен. Научная истина не лежит на поверхности, она скрыта в неизвестности, заставляя в процессе исследования двигаться путем проб и ошибок. Почему здесь важно говорить об ошибке как факте научного поиска? Потому что он естественен и неизбежен. Да и человеку заблуждаться также свойственно, как и искать истину. Обычно ошибки распознаются и отбрасываются, тогда как нераспознанная ошибка может привести к добросовестному заблуждению и даже подтвердить гипотезу ученого, ведь гипотеза не истина, а предположение. Увлеченный своей квазиистиной, исследователь может умножить ошибки: начинает «спрямлять» процесс познания, незаметно отбирать «нужные» ему факты и игнорировать «ненужные». На этом пути добросовестное заблуждение становится осознаваемым. И это та грань, за которой ученый становится лжеученым, фальсификатором.
Другой важный корень лженауки как корыстного и целенаправленного обмана – коррупция, болезнь, проникающая в том числе и в науку. Об этом много писал первый председатель Комиссии по борьбе с лженаукой акад. РАН Э.П. Кругляков в своих книгах «“Ученые” с большой дороги» и «“Ученые” с большой дороги-II». Но самое печальное, что мы сами – активные потребители лженауки. Своим невежеством и «халявностью» (лженаука обещает нам «золотые горы») мы создаем спрос на то, что презентует себя как сенсация, как что-то неординарное, захватывающее, вдохновляющее. В этом смысле лженаука – признак понижения культуры общества, активации невежества и интеллектуальной безответственности. Лженаучные доктрины начинают плодиться со все возрастающей скоростью, втягивая в свою воронку все новых и новых простодушных, легковерных и поверхностно мыслящих людей. Эта продукция, наряду со всякого рода шарлатанским и паранормальными идеями, нередко становится топливом для поднятия рейтингов некоторых телеканалов, она проникает в шоу-бизнес и вытесняет из информационного пространств науку и научную картину мира.
Для невзыскательного обывательского сознания лженаука может быть привлекательной уже потому, что в ней предлагаются головокружительные открытия, яркие и «понятные» идей (скажем, двигатель, который может работать вечно, – что может быть проще?!). Лженаука – дешевая вещь. Для производства лженаучной информации требуется в основном авантюрное воображение и палец, из которого высасывается суть лженаучной идеи. Да и размножается эта информация быстрее и легче, чем научная. Лженаука в этом смысле сродни сплетне: она не требует ни критичности, ни научного знания, распространяется вирусным или «сарафанным» способом, из уст в уста. К сожалению, негативную роль здесь сыграли и СМИ, использующие тот факт, что людям интересно смотреть, как экстрасенсы «побеждают ученых». Это легитимировало лженауку в массовом сознании, сделало общество терпимым к невежеству, которое, как сказал в свое время выдающийся ученый Бертран Рассел, является главным врагом на пути человеческого прогресса.
- В каких областях знания сегодня возникает больше всего лженаучных теорий?
- Людям свойственна тяга к загадочному, к чему-то такому, что может мгновенно поразить и чудесным образом обогатить чудесным знанием. Здесь лженаука часто смыкается с паранормалистикой и различными оккультными практиками. Самый простой пример – астрология, смесь лженауки, эзотерики и атрибутов космической религии. Люди потянулись к лженауке и мистике и потому, что с развалом СССР наступила разруха и в головах; мировоззренческий вакуум стал всасывать в себя «не официальные», «гонимые властью» и «запретные плоды», вкусив которые, обыватель жаждал прозреть все тайны мироздания.
Таким образом, лженаука - это, прежде всего, культурный, социальный и психологический феномен. Поэтому в ней так много «крючков», которые цепляют и делают нас ее жертвами. Но если это явление антикультуры и признак цивилизационной деградации, то и средства противодействия ему должны быть масштабными и комплексными. В широком смысле нам необходима модификация ценностей, сдвиг от иррационализма к рациональности, от лжи – и истине, от интеллектуального пофигизма – к критическому, рефлективному менталитету, от лженауки – к научному знанию и научной картине мира. Потребность в культурной реформации становится все более очевидной. Наши выдающиеся ученые уже в 90 гг. предупреждали об угрозах Нового Средневековья. Я вспоминаю в этой связи академиков РАН В.Л. Гинзбурга, Н.Н. Моисеева, нашего легендарного просветителя С.П. Капицу. Разум, наука – это основы просвещения, это свет. Как от солнечного света плесень исчезает, так и в здоровом обществе, где есть иммунитет в виде критического мышления и уважение к ценностям разума, лженаучные теории просто не приживаются. Лженауку долго не воспринимали всерьез, не обращали на нее внимания, тогда как она за последнюю четверть века вырвалась из тени, начала плодить «новые фундаментальные законы», стала прорывать границы не только фундаментальных наук, но и проникать в область здравоохранения, фармацевтики, пищевой промышленности, психологии, истории, образования… Сегодня трудно найти области культуры, не зараженные фальсификациями и искажениями истины.
-Как развивается наука в других странах, мы знаем. А как там обстоят дела с лженаукой? Есть похожие проблемы и болевые точки? Можем ли мы у кого-то позаимствовать конкретные методики?
- То, что лженаука реальное зло, хорошо и давно понимают в Европе, в США, в Канаде, в Новой Зеландии, в Австралии, то есть в высокоразвитых индустриальных странах с большим научным потенциалом, с высокой правовой и этической культурой. Но там понимают, что невозможно полностью и окончательно победить лженауку: ошибки и заблуждения воспроизводятся самим процессом научного познания как своего рода отходы научных исследований, а человеческие пороки – часть нашей природы как социальных животных. Чтобы добиться минимизации влияния и распространения этого зла, необходима бдительность в режиме нон-стоп. Это значит, что нужно мониторить лженауку и околонаучное шарлатанство, повышать ответственность СМИ за распространение и популяризацию псевдонауки и паранормальных верований. Важно поддерживать и развивать и соответствующие организации гражданского общества. Замечу, что на Западе практически все организации, связанные с популяризацией науки, и разоблачением лженауки являются общественными. Я долгое время был тесно связан с известным американским ученым, просветителем Полом Курцем и созданным им Центром исследований. Центр издает научные журналы, посвященные анализу лженауки, поддерживает национальную и международную сетевую систему объединений научных скептиков – в них широко участвуют школьники и студенты, создавшие движения скептиков-исследователей во многих университетских кампусах.
В России популяризация научных знаний сдвинулась с нулевой точки, начали издаваться научно-популярные журналы, например, «Кот Шредингера», «Популярная механика», высокие научные стандарты поддерживают журналы «Наука и жизнь», «Вокруг света» и др. Есть в России Клуб научных журналистов, Общество специалистов доказательной медицины, есть кабельные каналы, посвященные популяризации науки. Но они не делают погоды. В целом связка «СМИ и наука» весьма слабая, ее нужно укреплять. Необходимо совершенствовать стандарты научной журналистики. Однако нужны стратегические решения: СМИ, которые играют сегодня колоссальную роль в обществе, должны быть просвещенными, хотя я не вижу социальных и морально-правовых ресурсов, с помощью которых это можно было бы сделать. Между тем, если мы не будем делать науку высоко престижным и авторитетным брендом, если не будем делать привлекательные передачи о науке, технике и высоких технологиях, то наше движение в цивилизационный тупик будет только ускоряться. Сегодня ученые говорят, что положение отечественной науки так катастрофично, что через 1,5 – 2 поколения мы рискуем перестать понимать, о чем говорят ученые на Западе.
Наука – императив времени, способ достойного выживания и устойчивого прогресса современной цивилизации. Но как феномен культуры она не может сама себя поддержать, она требует заботы. Современный просвещенный человек должен уметь взглянуть на мир глазами ученых, воспитать в себе уважение к их деятельности. Равнодушное или вульгарно потребительское отношение к науке недопустимо. Она слишком большая жизненная ценность, чтобы не видеть ее универсального значения для улучшения условий человеческого существования.
-Каких результатов удалось достичь Комиссии за 15 лет работы? С чем бороться сложнее всего?
- Комиссия уже предотвратила целый ряд мошеннических проектов и активно занимается экспертными оценками тех идей и изобретений, которые сомнительны с точки зрения их научной обоснованности. Это помогает избежать ошибок при принятии решений, требующих больших объемов финансирования или связанных с изъятиями из бюджета науки. Комиссия играет роль своеобразной сторожевой башни, это не только общественная экспертная служба, но и то, что можно назвать службой предупреждения. На общественном гражданском уровне – в основном в Интернете – появляются аналогичные службы в защиту науки и против шарлатанства. Это любительские сайты, которые делают энтузиасты из числа молодежи, презентации, видеозаписи научно-популярных лекций, клипы, постеры и т.д. Все это должно активно поддерживаться на государственном уровне, нужно проводить больше научных фестивалей, ярмарок, публичных лекций, поддерживать научно-популярные журналы, соответствующие порталы в интернете.
А с чем сложнее бороться, когда мы обсуждаем проблему лженауки, то это не собственно она как таковая, а питающие её корни. Среди них – равнодушие общества, равнодушие граждан, которые едва ли помнят свой высокий конституционный статус, которые склонны стать бездумными и безвольными «юзерами-лузерами» электронных СМИ, рабами всякого рода «развлекухи», попадающими в реальную зависимость от Игры, этого глобальным спрута, всепроникающего, охватившего весь реестр современных гаджетов, весь спектр человеческих ощущений.
Алина Белините, Московский университет
Фото: Виктория Колесниченко
Добавьте свой комментарий