Археологи изучили предметы, изготовленные жившими рядом с Владимиром Homo sapiens
Археологи из МГУ имени М.В.Ломоносова проанализировали изделия из костей и бивней мамонта, обнаруженные на памятнике Сунгирь, выяснив, как населявшие стоянку Homo sapiens обрабатывали твердые органические материалы и изготавливали из них орудия труда и украшения. Работа исследователей была опубликована в специализированном сборнике Hugo Obermaier Society for Quaternary Research and Archaeology of the Stone Age.
Ученые из МГУ имени М.В.Ломоносова изучили предметы, найденные на памятнике Сунгирь. Работа позволила установить, что Сунгирь была базовой стоянкой древнего человека — в отличие от временной стоянки Русаниха, расположенной в 8 км от Сунгиря. Один из авторов работы, Таисия Солдатова (к.и.н., факультет иностранных языков и регионоведения МГУ), также сообщает, что дальнейшее изучение найденных на стоянке предметов поможет определить место исследуемого памятника в верхнем палеолите Европы
Сунгирь — верхнепалеолитическая стоянка древнего человека, расположенная у восточной окраины города Владимира. Стоянка была обнаружена еще в 1955 году в ходе работ по подготовке площадки для строительства завода и исследована экспедицией под руководством Отто Николаевича Бадера, известного советского археолога. Здесь был обнаружен сложный погребальный комплекс, состоящий из двух могил, в которых находилось по два захоронения. Захоронения сопровождались богатым погребальным инвентарем, в число которого входило большое количество изделий из бивня мамонта — бусы, браслеты, наконечники для копий и многое другое.
Радиоуглеродный анализ, позволяющий определить возраст биологических останков и материалов биологического происхождения, показал, что сунгирским находкам, вероятно, от 28800±240 до 25500±200 лет. По другим данным, возраст памятника составляет около 30 тысяч лет.
В ходе совместной работы Таисия Солдатова провела исследование 171 изделия из костного, рогового и бивневого материала (в их числе орудия труда, орудия охоты, заготовки различного назначения и отходы производства), а Владислав Житенёв (к.и.н., доцент кафедры археологии исторического факультета МГУ) сосредоточил своё внимание на украшениях — подвесках из зубов песца и бусах из бивня мамонта.
«Основная задача исследования состоит в изучении изделий из твёрдых органических материалов (кости, рога и бивня мамонта) с верхнепалеолитического памятника Сунгирь. Наряду с кремневым, костяной инвентарь является важным показателем культурной принадлежности памятника, а так же может играть существенную роль в решении некоторых вопросов относительной хронологии», — рассказывает Таисия Солдатова.
По словам специалиста, технологический анализ памятников верхнего палеолита Владимирской области показал, что Сунгирский человек освоил довольно широкий спектр техник обработки костяного материала — ударная техника, продольное и поперечное раскалывание, поперечный облом по предварительному пропилу, резание, пиление и строгание/скобление. Все эти приемы использовались для создания инвентаря из костей, рогов и бивней, то есть можно говорить о достаточно единообразной обработке твердых органических материалов кроманьонцами.
С другой стороны, в ходе исследования стало ясно, что изделия из бивня отличаются от других костяных поделок особой тщательностью обработки. Кроме того, среди них практически нет предметов, употреблявшихся в хозяйственно-бытовой деятельности: только орудия охоты, предметы искусства и разного рода украшения. В коллекции имеется три случая, когда изделия из бивня можно отнести к орудийной категории: это «ретушёр» и 2 «жезла-выпрямителя». Однако нужно подчеркнуть, что данные орудия из бивня были обнаружены в погребениях и могут иметь символическое значение. Указанные особенности обработки бивня мамонта позволяют провести некоторые параллели между стоянкой Сунгирь и памятниками раннего ориньяка (европейская верхнепалеолитическая культура), где из данного вида сырья изготавливались украшения и предметы искусства малых форм, а также, в единичных случаях — наконечники с расширенным основанием. Таким образом, можно предположить, что костяная индустрия стоянки Сунгирь испытала некоторые культурные влияния раннего ориньяка, что выразилось в схожем категориальном наборе орудий, а также в характере использования бивневого сырья. На Сунгире найден также довольно высокий процент предметов, выполненных из рога оленя (16%), что также сближает стоянку с памятниками верхнего палеолита, обнаруженными в Центральной и Западной Европе.
Среди исследованных изделий присутствуют находки разной степени завершенности — от заготовок до готовых изделий. Поэтому исследователи предполагают, что обработка костного материала проходила непосредственно на стоянке. Кроме того, функциональное разнообразие находок доказывает, что на Сунгире, площадь которой составляет более 4000 км2, проводилась самая различная хозяйственная деятельность: факт изготовления одежды из шкур животных подтвердили обнаруженные шилья и острия; а мотыгообразные орудия говорят о вероятных земляных работах. Также археологи находили долотовидные изделия и наконечники — это значит, что сунгирский человек уделял внимание производственной деятельности и охоте — в частности, на оленей, мамонтов, волков и диких лошадей. Иными словами, Сунгирь, вероятно, была базовой стоянкой первобытных людей, в отличие от стоянки Русаниха, расположенной в 8 км от исследуемой территории. Автор раскопок Русанихи — Л.А. Михайлова — предполагает, что эта стоянка была временным лагерем охотников на мамонтов из-за преобладания каменных орудий охоты и костей животных.
«Сопоставление костяных, роговых и бивневых предметов стоянки Сунгирь с коллекциями европейских памятников ранней поры верхнего палеолита может помочь выявить причину различия методов обработки разного костяного сырья, а при нахождении схожих моментов — определить общее в характере костяных индустрий этой эпохи и определить место исследуемого памятника в верхнем палеолите Европы», — комментирует Таисия Солдатова.
Добавьте свой комментарий