Триумф и трагедия создателя советской «летающей крепости»
В 1972 году, после смерти Сикорского, выдающийся советский механик, академик И.Артоболевский сказал: «Вот были два великих авиаконструктора — Игорь Сикорский и Константин Калинин. Первого Америка похоронила как национального героя, а второго у нас никто не знает. Его на вершине славы загубили молодым у себя дома».
Всем известен самолет «Илья Муромец», разработанный Игорем Сикорским в начале ХХ века, великан шестидесятых годов — антоновский «Антей» (Ан-22), богатырь восьмидесятых «Руслан» (Ан-124) и никем не превзойденная «Мрия» (Ан-225) девяностых. Однако немногие знают о сверхмощном самолете К-7, спроектированном и построенном в 30-х годах прошлого века конструктором Константином Калининым. В 20-30х годах Калинин считался одним из самых перспективных советских авиаконструкторов. Его самолеты, выполненные по аэродинамической схеме «летающего крыла», легли в основу сверхзвуковой авиации будущего.
К-1
Во главе с К.Калининым небольшая группа молодых инженеров и рабочих приступила к разработке новой машины. Самолет получил название К-1. Калинин предложил концепцию и главные схемы его конструкции, в то время существенно отличавшиеся от традиционных. В качестве схемы самолета был выбран подкосный аэроплан с оригинальным эллиптическим крылом. Оно давало ряд преимуществ: наименьшие потери на формирование вихря, повышения боковой устойчивости, снижение энергии двигателя, что обеспечивало более высокую скорость и дальность полета. Это был прорыв в авиастроении. Позже зарубежными специалистами создание эллиптического крыла оценивалось как выдающийся вклад в развитие мировой авиации.
В канун 1 мая 1925 года, под пилотированием летчика-испытателя киевского авиаремонтного завода «Ремвоздух-6» Станислава Косинского самолет осуществил успешный перелет по маршруту Киев—Харьков—Москва. К-1 стал первой отечественной пассажирской машиной, рекомендованной к серийному производству. Десять самолетов
К-1 использовались для пассажирских перевозок и аэрофотосъемок до 1930 года.
Это был второй случай в истории авиации (после И.Сикорского), когда студент не только полностью спроектировал самолет, но и внедрил его в серийное производство.
К-2
Осенью в 1925 году дипломированный инженер Константин Калинин получил направление на работу в Харьков, где с первых дней взялся за проектирование нового самолета, закладывая в него новейшие инженерные решения: эллиптическое крыло, блочное крепление двигателя, которое давало доступ ко всем его агрегатам. В качестве основного конструктивного материала впервые был использован кольчугалюминий, что заметно повысило надежность всех элементов машины. Конструкция разрабатывалась под более мощный, нежели у К-1, двигатель BMW-IV. Самолет давал возможность перевозить трех пассажиров на расстояние 1000 км со скоростью 165 км/ч.
К-3
Харьковские авиастроители в рамках соглашения с Российским обществом Красного Креста разработали санитарный самолета К-3(РОКК-1 - Российский Красный Крест — первый). Самолет стал легче, в то же время его полезная нагрузка по сравнению с предыдущей моделью возросла на 70 килограммов.
К-4
В конструкции К-4 были развиты уже апробированные в К-3 идеи, считавшиеся в то время новым словом в самолетостроении: стабилизатор самолета позволял менять угол установки во время полета, что давало возможность эксплуатировать самолет с большим диапазоном центровок; двигатель устанавливался на поворотной мотораме, которая не только обеспечивала удобный доступ ко всем его агрегатам, но и позволяла при необходимости быстро заменять его другим двигателем. К-4 совершил успешный перелет по маршруту особой сложности Тифлис—Кутаиси—Гагра—Туапсе—Краснодар. Невиданным ранее достижениям К-4 посвятил свои страницы известный авиационный журнал «Флайт». В 1928 году К-4 был присужден главный приз Берлинской авиационной выставки — Золотая медаль. Это сделало Константина Калинина одним из известнейших авиаконструкторов не только в СССР, но и на Западе. Его пригласил на работу в свою американскую компанию Игорь Сикорский. Но Калинин считал, что он должен делать свое дело у себя на родине.
В 1929 году началась работа над самолетом К-5.
Государственные испытания новой машины были завершены летом 1930 года. Они засвидетельствовали, что при полезной нагрузке в 1600 килограммов максимальная скорость самолета достигает 198 км/ч; он не нуждается в больших оборудованных аэродромах, поскольку для взлета ему достаточно лишь 100 метров, а для посадки — 140; расстояние, на которое он может перевозить восемь пассажиров с экипажем из двух человек, составляет 800 километров. Его сразу рекомендовали в серийное производство, и уже к концу 1930 года было изготовлено 25 машин, начавших работать во всех уголках СССР. С 1930-го до 1934 года было выпущено 296 самолетов К-5 в различных модификациях. Он стал флагманом гражданского флота СССР. А конструктор Константин Калинин был награжден орденом Трудового Красного Знамени.
Среди других калининских самолетов тех лет стоит вспомнить почтовый самолет К-6, «облисполкомовские» К-9 и К-10. Эти двуместные машины были разработаны специально для нужд руководства административных округов, районов и областей. Они были оборудованы экономными маломощными двигателями; садились на любую площадку и для удобства хранения имели крылья, которые можно было складывать. Самолеты К-10 выпускались в спортивной и сельскохозяйственной модификациях с оборудованием для обработки посевов.
К-7
Главным в жизни Константина Калинина стал громадный самолет К-7, который по своим техническим решениям опередил время на несколько десятилетий. Работа над ним началась еще в 1929 году. Создание сверхмощных самолетов стало тогда одним из стержневых направлений развития мирового авиастроения. К-7 являл собой фактически одно огромное крыло размахом в 53 м и площадью в 454 квадратных метра. Оно имело центроплан в шесть метров шириной, длиной почти 11 м и высотой 2,33 м, в котором были помещения для людей и грузов. В консолях крыла располагались 14 баков с горючим. Хвостовое горизонтальное и вертикальное оперение несли две хвостовые балки. По оси самолета чуть вперед выступала рубка для пилотов, штурмана, радиста и старшего механика. Еще семеро членов экипажа располагались в других помещениях машины, а связь поддерживали по внутреннему телефону. Самолет был сконструирован под семь отечественных двигателей АМ-34, шесть из которых устанавливались на передней кромке крыла, а седьмой — толкающий — на задней, между балками оперения. Конструкция позволяла механикам в полете подходить к работающим двигателям. К-7 проектировался как многоцелевой самолет. Его пассажирский вариант был рассчитан на 128 пассажиров. Построенный приблизительно в то же время немецкий самолет «Дорнье» DО-Х, который до создания К-7 считался крупнейшим в мире, был рассчитан на перевозку 100 пассажиров. Был разработан и военный вариант К-7, который мог нести до 16,6 тонны бомбовой нагрузки или 112 парашютистов с соответствующим вооружением.
При испытаниях, во время захода на посадку самолет вдруг перестал слушаться рулей и врезался в землю. В пожаре погибли 15 из двадцати членов экипажа и исследователей,
22 октября 1938 года Константин Калинин как «враг народа» был осужден «за подрыв советского самолетостроения» и на следующий день расстрелян.
Константин Калинин был посмертно реабилитирован 10 августа 1955 года …«ввиду отсутствия состава преступления». Но имя его было несправедливо забыто. Только близкие и очень узкий круг специалистов знали, кто в действительности является автором смелых инженерных решений, опередивших время, кто создал знаменитые авиационные заводы, КБ, высшие учебные заведения.
Источник: http://gazeta.zn.ua/SOCIETY/prervannyy_polet__konstantin_kalinin,_ego_zhizn_i_samolety.html
Файл | Файл | Размер |
---|---|---|
b11f2d2a.jpg | JPG, 800x360px, 25.55 КБ | |
800px-kalinin_k-1.jpg | JPG, 800x260px, 46.19 КБ | |
kalinin_k4-1.jpg | JPG, 700x416px, 61.36 КБ | |
plane_k-5.jpg | JPG, 500x293px, 27.85 КБ | |
750fd321.jpg | JPG, 800x360px, 23.36 КБ |
Добавьте свой комментарий