Факультет фундаментальной физико-химической инженерии Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова
В ноябре 2009 года Госдума РФ приняла закон об особом статусе МГУ, а сентябре 2010 года Правительство одобрило программу развития МГУ. Один из пунктов Программы инновационного развития Московского университета - подготовка специалистов в области фундаментальной физико-химической инженерии. Образование на факультете фундаментальной физико-химической инженерии - это новая форма инженерного образования, отвечающая требованиям времени и вызовам науки XXI века. Обучение на факультете призвано усилить технологическую составляющую классического естественнонаучного образования, нацелено на реализацию инновационной междисциплинарной подготовки специалистов в области физики, химии и биологии и соединяет:
фундаментальное университетское образование, нацеленное на знание и понимание основных научных принципов с их объяснениями; инженерное образование и подготовку специалистов для реализации инновационных научных и инженерных идей на практике; непрерывную научную работу студентов, начиная с 1 курса, в базовых институтах РАН, на инжиниринговых и технологических площадках факультета.Образовательный процесс на факультете направлен на подготовку на основе физических и химических знаний высококвалифицированных специалистов, способных конструировать процессы, методики, реакции и технологии, обеспечивающие создание новых веществ, материалов и комплексных искусственных систем с заданными свойствами. Областями профессиональной деятельности выпускника факультета, в частности, являются:
энергоэффективность и энергосбережение, включая вопросы разработки новых перспективных энерго-, био- и химических технологий (альтернативные источники энергии, экологически чистые энерго- и ресурсосберегающие технологии преобразования энергии, ростовые технологии); инженерная физика твёрдого тела, в частности, инженерия новых перспективных материалов с заданными функциональными (электрическими, оптическими, магнитными и т.п.) свойствами; разработка новых технологий получения таких материалов и устройств на их основе; прикладные проблемы физики и химии горения и взрыва, кинетики сложных химических реакций и высокотемпературных процессов; - инженерия конструкционных материалов для авиации и космоса; современные технологии глубокой переработки углеводородов в ценные нефтехимические продукты, разработки и модернизации процессов получения важнейших нефтехимических продуктов на основе нефтяного и не нефтяного сырья.Инженерная составляющая образовательного процесса предполагает изучение предметов блока инженерных дисциплин и дисциплин по инженерной инноватике, в частности, таких как: материаловедческие основы конструирования, компьютерное моделирование технологических процессов и установок, расчёт и конструирование пилотных установок, управление знаниями, основы инновационной деятельности, менеджмент инноваций в промышленности. На базе фундаментальной университетской подготовки, получаемой на факультете (в учебный план включены предметы математического, физического, химического и биологического блоков), опыта научной работы и в результате освоения дисциплин инженерного и инновационного блоков студент становится подготовленным к решению главной задачи инновационной инженерной деятельности: он овладевает умением комбинировать фундаментальные и прикладные знания из смежных областей (физика, химия, биология) и использовать их неожиданным образом в практических целях для решения конкретной задачи. Для занятий научными исследованиями в базовых институтах РАН (Институт физики твёрдого тела РАН и Институт проблем химической физики РАН) под руководством персонального научного наставника на 1 - 3 курсах в учебном расписании выделен 1 день в неделю, с 4 курса – 2 дня в неделю. Для придания студенту качественно нового статуса с целью побуждения к более ответственному отношению к работе, а также для материальной поддержки, студентов зачисляют на работу в штат базового института. Как следствие, студенты за научную работу в институте получают заработную плату, а также деньги по грантам, в которых они участвуют как сотрудники лаборатории института. Немаловажно также то, что студенты ещё во время учёбы зарабатывают трудовой стаж. Проведение научных исследований формализовано в рамках выполнения курсовых работ. Многие курсовые работы доводятся до уровня законченной научной работы, и студенты представляют эти работы на научных конференциях и в качестве публикаций в научных журналах. Для каждого студента темы курсовых работ по разделам химии, физики и междисциплинарным тематикам подобраны таким образом, чтобы все работы были объединены общей задачей и выполнялись в одной лаборатории. Это позволяет накопить значительный экспериментальный материал для выполнения дипломной, а затем и кандидатской работы. Междисциплинарная учебная подготовка на факультете (физика + химия + биология) позволяет эффективно внедрять студентов в проведение научной работы по междисциплинарным тематикам стратегических направлений технологического прорыва, определённых Президентом РФ: «Энергоэффективность, энергосбережение и разработка новых видов топлива» и «Медицинские технологии, диагностическое оборудование и новые лекарственные средства». Актуальность научных тематик является обязательным условием научной работы студентов. На факультете активно внедряются современные образовательные технологии и интерактивные сервисы, позволяющие без снижения качества образования снизить аудиторную нагрузку и увеличить долю самостоятельной работы студентов, превратить слушателей в активных участников процесса обучения, увеличить удельный вес индивидуальных контактов с преподавателем и создать индивидуальную образовательную траекторию для каждого студента. К преподаванию на факультете активно привлекаются учёные РАН, имеющие опыт преподавательской работы. Учебные курсы преподавателей факультета мобильно обновляются и идут в ногу со временем, интересны, активно воспринимаются, т.к. снабжены примерами из реальной научной практики и демонстрационным экспериментом. Это возбуждает интерес студентов к предмету и ведёт к более глубокому и полному усвоению материала. На факультете 3 отделения: инженерная физика твёрдого тела (направление подготовки «Прикладные математика и физика», обучение по схеме интегрированного магистра 4года+2года. Обучение по схеме интегрированного магистра приближено по своему формату к обучению шестилетнего специалиста: количество бюджетных магистерских мест позволяет каждому бакалавру, окончившему факультет, поступить в магистратуру факультета, при этом выпускные экзамены бакалавра являются вступительными в магистратуру); инженерная химическая физика (специальность «Фундаментальная и прикладная химия», срок обучения – 6 лет); инженерия материалов для авиации и космоса (специальность «Фундаментальная и прикладная химия», срок обучения - 6 лет).