Социологи выяснили, какие факторы снижают эффективность переговоров на предприятиях
- 1213 просмотров
Сотрудники кафедры социологии управления факультета государственного управления МГУ изучили переговорный процесс на предприятиях России и предложили способы его улучшения на локальном уровне – в первичных профсоюзных организациях. Работа опубликована в ведущем научном журнале по социологии «Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены».
Результаты исследования, проведённого в 2015–2019 годах на факультете государственного управления МГУ, легли в основу недавно опубликованной концепции социального партнёрства в России.
Анализ субъективных и объективных факторов позволил выявить, что повышению эффективности единой переговорной кампании препятствует амбициозное стремление к самостоятельности и независимости ряда лидеров местных профсоюзных организаций. При этом региональные и отраслевые трёхсторонние соглашения между профсоюзами, бизнесом и местными властями оказались неработающим инструментом. Главная находка исследования – обнаружение существенной зависимости переговорного процесса от профессионализма и личностных характеристик профсоюзных лидеров.
Для организации переговоров авторы работы использовали систему инструментов, ключевыми из которых являются онлайн-опрос, контент-анализ и фокус-группа с применением методики Ликерта. В исследовании применялась специальная квотная выборка с использованием комплексного метода отбора респондентов (540 человек). Квоты задавались по полу, возрасту и статусу профработников. В состав респондентов вошли председатели профкомов предприятий, их заместители, профсоюзный актив, а также руководители территориальных организаций объединённых профсоюзов и работники аппарата центральных комитетов профсоюзов.
Географический охват исследования – 19 российских городов, включая Москву, Санкт-Петербург, Нижний Новгород.
«Лидеры местных профсоюзов плохо знают и почти не применяют основные принципы переговорной кампании: единые сроки, единые действия, единые требования, – рассказывает руководитель исследования Максим Малышев, доцент кафедры социологии управления факультета государственного управления МГУ, кандидат социологических наук. – У них нет информационно-пропагандистской поддержки, они не знакомы с нормативно-правовыми актами, незначительно влияние членских организаций и проч. Трудящиеся, которые выбирали профсоюзных лидеров, ожидают, что те будут лоббировать повышение заработной платы и прожиточного минимума, усиление контроля за работодателями как со стороны профсоюзов, так и со стороны государственных органов. На деле же успехи этого лоббирования скромны».
На основе выводов исследования были сформулированы предложения по улучшению переговорного процесса на предприятиях. Приоритетными направлениями для развития местных профсоюзных активистов должны стать получение знаний и практического опыта ведения переговоров, изучение законодательства. Одновременно им предстоит завоевать доверие коллектива и местных властей. Рост качества переговорного процесса позволит смягчить последствия экономического кризиса для трудящихся через развитие социального партнёрства в России.
В настоящее время исследовательская группа анализирует влияние искусственного интеллекта на поведение людей на рынке труда. Результаты будут опубликованы в журналах, входящих в международные базы данных Web of Science и Scopus, квартиль Q1, Q2.
Добавьте свой комментарий