FestivalNauki.ru
En Ru
cентябрь-ноябрь 2020
176 городов
September – November 2020
312 cities
09-11 октября 2020
МГУ | Экспоцентр | 90+ площадок
14–16 октября 2016
Центральная региональная площадка
28–30 октября 2016
ИРНИТУ, Сибэскпоцентр
14–15 октября 2016
Центральная региональная площадка
23 сентября - 8 октября 2017
«ДонЭкспоцентр», ДГТУ
ноябрь-декабрь 2018
МВДЦ «Сибирь»,
Вузы и научные площадки города
6-8 октября 2017
Самарский университет
27-29 октября
Кампус ДВФУ, ВГУЭС
30 сентября - 1 октября
Ледовый каток «Родные города»
21-22 сентября 2018 года
ВКК "Белэкспоцентр"
9-10 ноября 2018 года
Мурманский областной Дворец Культуры
21-22 сентября 2019 года
22-23 октября 2019 года
29-30 ноября 2019 года
7-8 сентября 2019 года
27-29 сентября 2019 года
4-5 октября 2019 года
10-12 октября 2019 года

Хорошие новости. Выпуск 2: побывать в центре Млечного Пути, восхититься самым крошечным нанолазером, полюбоваться 3D-моделю мозга анкилозавра, потыкать игру в закладке браузера

77 город Москва

 

Центр Млечного Пути стал доступен для виртуального посещения

С помощью суперкомпьютера NASA и данных наземных и космических телескопов астрономы создали новую модель окрестностей сверхмассивной чёрной дыры в центре Млечного Пути, переработали её для шлемов виртуальной реальности и выложили в открытый доступ. Новость опубликована на сайте NASA.

Центр Млечного Пути чрезвычайно интересен тем, что содержит самую близкую к нам сверхмассивную чёрную дыру, связанную с компактным радиоисточником Стрелец A*. Масса чёрной дыры составляет 4,2 миллиона солнечных, её окружают диски из горячего и холодного газа, несколько десятков массивных горячих звёзд класса Вольфа – Райе, а также обычные объекты, которые могут быть парами взаимодействующих звёзд или скоплением S-звёзд. Наблюдения за объектами в окрестностях Стрельца А* позволяют понять, как взаимодействуют звёзды и газовые облака вблизи сверхмассивных чёрных дыр.

Группа астрономов под руководством Кристофера Рассела из Папского Католического университета Чили показала новую компьютерную модель, которая демонстрирует эволюцию окружения чёрной дыры в пределах трёх световых лет за последние пять веков. Для создания модели использовался суперкомпьютер NASA HEC (High End Computing) и большой объём данных, полученных космическими и наземными телескопами в инфракрасном, рентгеновском и ультрафиолетовом диапазонах, а также результаты предыдущих моделирований. Чтобы позволить всем желающим побывать рядом с чёрной дырой, учёные переработали модель для загрузки в систему виртуальной реальности – Galactic Center VR доступна бесплатно в магазинах Steam и Viveport VR.

Источник: https://nplus1.ru/news/2020/06/06/sgr-a-vr

 

Самый крошечный нанолазер в мире

Международная команда исследователей показала самый миниатюрный полупроводниковый нанолазер. Устройство работает в видимом диапазоне и представляет собой наночастицу перовскита диаметром в 310 нанометров, которая может излучать когерентный зелёный свет при комнатной температуре. Исследование опубликовано в журнале ACS Nano.

Первые лазеры были созданы более полувека назад. Такие устройства по большей части громоздки и из-за этого не могут применяться для исследования некоторых наносистем. Кроме того, с помощью полупроводниковых лазеров сложно генерировать свет в зелёной области спектра: обычно в этой части у них происходит падение квантовой эффективности. Поэтому сделать полноценный нанолазер, работающий при комнатной температуре, крайне трудно.

Но российским учёным из Университета ИТМО и их зарубежным коллегам эта задача покорилась. В качестве материала они выбрали перовскит, объединяющий свойства двух основных частей лазера: активной среды, создающей лазерное излучение, и оптического резонатора, который удерживает электромагнитную энергию внутри.

В результате экспериментов исследователи получили наночастицу размером 310 нанометров, которая при возбуждении фемтосекундным лазером может генерировать лазерное излучение при комнатной температуре.

Новый нанолазер уникален не только своим размером. Он эффективно удерживает энергию вынужденного излучения, что позволяет значительно усилить электромагнитные поля для появления лазерной генерации. Важно также, что наночастица работает как лазер при стандартном атмосферном давлении и комнатной температуре, а значит, может найти применение в оптических чипах, сенсорах и других приборах, использующих свет для передачи и обработки информации.

Источник: https://indicator.ru/physics/uchenye-predstavili-melchaishii-v-mire-nanolazer-05-06-2020.htm

 

Получена 3D-модель мозга анкилозавра

Подробно исследовав строение мозга и сосудов головы анкилозавра Bissektipelta archibaldi, российские учёные обнаружили, что древняя рептилия умела охлаждать мозг, обладала отличным обонянием и слышала звуки на низкой частоте. Статья опубликована в журнале Biological Communications.

Анкилозавры – это растительноядные рептилии, походившие на современных черепах или броненосцев и вымершие 65 миллионов лет назад.

Палеонтологи из СПбГУ и Зоологического института РАН исследовали три фрагмента ископаемых черепов анкилозавра Bissektipelta archibaldi, которые обнаружила 20 лет назад в Узбекистане международная экспедиция URBAC. С помощью компьютерной томографии учёные смогли уточнить место этого вида на филогенетическом дереве, а также создать 3D-реконструкцию эндокаста – виртуальный слепок черепной коробки ящера. Чтобы понять, какого размера был мозг динозавра, как проходили сосуды и нервы, пришлось провести ряд дополнительных исследований.

В результате палеонтологи выяснили, что достаточно большую часть мозга Bissektipelta archibaldi – 60% – занимала зона распознавания запахов. Такое хорошее обоняние, скорее всего, помогало животному искать пищу, сородичей противоположного пола и вовремя распознавать приближение хищников.

Другая интересная способность анкилозавров – это умение охлаждать мозги. Сеть вен и артерий в голове рептилии была очень сложной: сосуды в ней сообщались друг с другом, как система железнодорожных путей. Возможно, кровь могла течь в разных направлениях и перераспределяться, сохраняя оптимальную температуру мозга. Такое устройство кровеносной системы в голове анкилозавров больше похоже на сосуды современных ящериц, чем на более близких родственников динозавров: крокодилов или птиц.

Ещё одно важное открытие было сделано при анализе внутреннего уха древнего пресмыкающегося. Оказалось, что диапазон частот, на которых мог слышать динозавр, составляет 300–3000 герц. В этом же диапазоне слышат современные крокодилы. При этом есть правило, что чем крупнее животное, тем более низкие звуки оно издаёт и слышит. Поэтому палеонтологи предположили, что в процессе эволюции рептилии увеличивались в размерах.

Источник: https://indicator.ru/biology/3d-model-mozga-ankilozavra-08-06-2020.htm

В заголовок вкладки браузера втиснули игру

Австрийский программист создал браузерную игру TitleRun, которая отображается в заголовке вкладки. Пользователю нужно прыгать через надвигающиеся блоки, нажимая пробел, как в игре с динозавром, которую крутит Google Chrome при недоступности интернета.

По умолчанию заголовок страницы используется для отображения её статичного названия. При этом у разработчиков есть возможность динамически его менять. Это часто делается для внутристраничных переходов, к примеру, на сайтах с бесконечной прокруткой. А в социальных сетях в заголовке возле названия сайта часто размещают счётчик непрочитанных сообщений или постов. Также существует возможность поменять иконку сайта, не перезагружая страницу, что обычно используют для уведомлений о сообщениях.

Австрийский разработчик Янник Зиберт объединил все эти возможности и создал браузерную игру, которая уместилась в заголовке вкладки. В упрощённом виде она воссоздаёт известную игру T-Rex Runner в браузерах на основе Chromium.

Механика в TitleRun такая же: человечек бежит вперёд, а на него надвигаются препятствия, через которые необходимо перепрыгивать. Но поскольку в заголовке можно использовать только текст, вместо графики разработчик использовал символы Юникода. Главное ограничение в том, что весь текст отображается в одну строку, а человечек должен прыгать вверх. Зиберт решил проблему с помощью блочных символов Юникода. В качестве нижнего препятствия он использовал ▄, в качестве верхнего ▀. Если герой разбивается о блок, вместо него отображается *. В конце трассы его ждёт ⚑, после чего в заголовке отображается результат в баллах.

В игре три уровня, но на сайте есть простая инструкция, как создавать собственные уровни, редактируя локальное хранилище. Также на сайте игры есть кнопка с JavaScript-кодом, которую можно перетянуть на панель закладок и затем запускать игру во вкладке любой другой страницы.

Источник: https://nplus1.ru/news/2020/06/06/title-run

 

 

 

 

 

 

Добавьте свой комментарий

Plain text

  • Переносы строк и абзацы формируются автоматически
  • Разрешённые HTML-теги: <p> <br>
LiveJournal
Регистрация

Новости в фейсбук